Cialis online Vicodin online Cialis online

Великий Пост-… Или Великий Прог-…?

Van der Graaf Generator

Van der Graaf Generator

Спросите у любого хипстера-меломана, что он думает о прог-роке, и вы с большой вероятностью наткнётесь на кислую мину и нелестные словечки типа «пафос» и «занудство». В синусоиде музыкальной моды «прог» сейчас находится в нижней точке. В почёте сейчас совсем иные формы — короткие треки, драйв, нарочитая простота и минимализм; фолк, пост-панк, диско и неосоул. А считавшаяся когда-то признаком хорошего вкуса любовь к King Crimson, Van Der Graaf Generator и Alan Parsons Project сейчас воспринимается скорее как вызывающее ретроградство. Не хвалятся прог-роковыми корнями и музыканты: среди их героев фигурируют Joy Division, David Bowie, многочисленные соул-певцы с лейбла Motown, аутентичный блюз, кантри… А вот вспоминать Роберта Фриппа нынче не принято.

Однако, в реальности всё куда сложнее. Стоит копнуть поглубже, как проговые корни обнаруживаются в гораздо большем количестве музыки, чем логично ожидать при таком дружном пренебрежении к жанру. Возьмем, к примеру, пост-рок. Прямым наследником прога этот жанр назовешь едва ли, но что мы видим у тех же Godspeed You! Black Empereor? Композиции по 20 минут, симфонические аранжировки и многочастные формы — прогрессивный рок во всей невозможной красе. Еще один пример — пластинка Mogwai «Mr. Beast», в которой прог-роковые корни тоже видны невооруженным глазом.

Дальше-больше. Вспомним второй альбом звезды неофолка Джоанны Ньюсом. И снова длинные треки, арфы, скрипки, флейты и прочая оркестровая утварь. Тот самый «гиперпрофессионализм», за который хипстеры так и не любят прог, отдавая предпочтение музыке куда более простой и душевной. В чем же дело? Дело в подаче. Хрупкая девушка Джоанна воспринимается исключительно как сингер-сонграйтер, в то время как образ прог-роковой группы в глазах юных меломанов это компания «гитарастов», выпендривающихся друг перед другом и записывающих нечто нарочито сложное и вычурное.

Окей, допустим всё это было три года назад. Тогда и вправду казалось, что следующим витком спирали окажется второе пришествие «прогрессистов». Но этого не случилось. Перестали ли после этого артисты вдохновляться «умной музыкой семидесятых»? Ничуть. Напротив, и примеры тому обнаруживаются порой совсем неожиданные. Короли «горизонтального диско», проект Quiet Village во всю сэмплирует Алана Парсонса, экс-участник Depeche Mode Алан Уайлдер вплетает в блюзовое полотно альбома «subHuman» трехминутный сэмпл из Tangerine Dream, которые после многолетней опалы вдруг снова превратились в общепризнанных героев и трендсеттеров. Но самый вопиющий пример — последний сингл французской группы Justice под названием «Plainsphere». Всё тот же семидесятнический пафос и многочастная форма.

При этом сам по себе прог-рок живёт и здравствует — эта сцена, как джаз, существует в нише, нечасто всплывает в мейнстрим, при этом двигаясь вперед и видоизменяясь. Так что, думается, не так уж далек тот момент, когда в айподах у тинейджеров появятся «Beat» и «Discipline».

Метки: ,

Один комментарий на “Великий Пост-… Или Великий Прог-…?”

  1. vch пишет:

    Про заслуженных деятелей жанра, доступных хипстерам тоже интересно было бы - например про Pure Reason Revolution

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.